Список форумов пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅ

 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Start Home_in_France Learning_in_France Job_in_France Health_in_France Photogallery Links
Броненосец «Потёмкин» by Сергей Эйзенштейн (1926)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅ -> Кино и Телевидение
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Zabougornov
Добрый Администратор (иногда)


Зарегистрирован: 06.03.2005
Сообщения: 12000
Откуда: Обер-группен-доцент, ст. руководитель группы скоростных свингеров, он же Забашлевич Оцаат Поэлевич

СообщениеДобавлено: Пятница, 10 Февраль 2006, 15:19:58    Заголовок сообщения: Броненосец «Потёмкин» by Сергей Эйзенштейн (1926) Ответить с цитатой

Прочитал вот рецензию....захотелось посмотреть...Может есть у кого?

http://www.yug.odessa.ua/new/view.php?tid=932&tr=a

Когда в январе 1926 года фильм «Броненосец «Потёмкин» вышел на экраны кинотеатров, его создатель Сергей Эйзенштейн «проснулся знаменитым на весь мир». А заодно весь мир узнал и об одесской лестнице, которую прежде называли то Большая, то Городская. Только отныне её уже все именовали — Потёмкинская.
За год до этих событий Сергей Михайлович направлялся в Одессу совсем не для съёмок «фильма всех времён и народов». В планах 27-летнего режиссёра была постановка картины «Беня Крик» по оригинальному сценарию его большого друга и нашего земляка Исаака Бабеля. По мнению Эйзенштейна (с которым трудно не согласиться), бабелевский текст, как никакой иной, наполнен зримой, кинематографически-объёмной образностью, и после успеха сугубо политической предыдущей своей ленты «Стачка» молодой гуру кинематографа хотел сделать кино о реальном человеке в реальной одесской обстановке.
А заодно (именно так, заодно) «подснять эпизодик» к будущему фундаментальному проекту «1905 год» по сценарию Нины Агаджановой-Шутко. Ясно, что главными в картине, заказанной высшим политическим руководством страны в честь двадцатилетия первой русской революции, должны были оказаться события в Иваново-Вознесенске. А коль скоро было ещё и в Одессе восстание на броненосце, то почему бы не совместить приятное с полезным?! В конце концов, и волки в политбюро будут сыты, и овцы (съёмочная группа) останутся целы, а не подвергнутся нападкам за «непонимание исторической необходимости».
Короче, Эйзенштейн, что называется, «жил и дышал» бабелевской Одессой, коллизиями Молдаванки и буквально ощущал романтический флёр совсем ещё свежих легенд о её короле Бене Крике или Мишке Япончике, Михаиле Винницком — по паспорту.
Да вот «что-то не состыковалось» с готовностью к съёмкам «Бени Крика», как сообщили бы, пусть и по иному поводу, закадровым голосом Копеляна в эпопее про Штирлица-Исаева. И начинать съёмки в Одессе Эйзенштейну пришлось с пресловутого «эпизодика».
Но… Реальных свидетельств, подтверждавших, как впоследствии писали в учебниках истории, «неразрывную общность горожан и матросов», не удалось обнаружить. В итоге, «рост революционного сознания широких масс» надо было даже не воссоздавать — нет, его надо было… создавать изначально! А как?
И «вдруг» увиделось Сергею Михайловичу, что лучше всего связать на экране одесситов с мятежным броненосцем может лестница. Ну и впрямь: где найдёшь короче путь из центра города к порту?! Так и напрашивается панорама от Дюка к морю.
Дальнейшее стало исключительно плодом творческой фантазии гениального кинематографиста. От начала и до конца придуманная им история воплотилась в топанье сапог по ступеням, в катящуюся коляску с ребёнком, в трагедию безногого человека в этом сплошном, одномоментно возникшем аду… Один аттракцион за другим. Стыковка и монтаж этих аттракционов на основе точных и выверенных темпоритма и контрапункта.
Собственно, так в своих теоретических работах Эйзенштейн и проповедовал: «Кино — это монтаж аттракционов». Или: «Один плюс один — это уже не сумма, а произведение». Где, видимо, в равной степени термин «произведение» может пониматься и в математическом преломлении, и в творческом.
И рождается образ: массовая поддержка восставших со стороны простого народа в условиях ужесточения и зверств ненавистного царского режима. Ре-во-лю-ци-я.
Московские «киносъёмщики» (а группу Эйзенштейна составляли — ни больше, ни меньше — Григорий Александров, Эдуард Тисе, Максим Штраух, что ни имя, то история, легенда и слава) вошли во вкус созидания. Уже выбранный стиль работы диктовал им, что и как должно быть дальше.
Теперь не получалось прерваться даже на миг, чтобы приступить к изначально задуманному «Бене Крику». В то же время амбиции молодых кинематографистов разгорались, и вот уже из скромного «эпизодика» вырастает целый фильм (или, как тогда писали, «целая фильма»). Премьера фильма была назначена в Большом театре — главном театре страны. Ведь талантом Эйзенштейна фактически была создана и закреплена в статусе реального бытия легенда, столь необходимая коммунистической идеологии. Так апологетизировалась революция. И вскоре кадры на лестнице стали показывать как… хронику.
Кстати, абсолютно то же самое произошло и с никогда не имевшим места в реальной действительности «штурмом Зимнего» в 1917 году. Знаменитые кадры, где матросы лезут на решётчатые ворота Эрмитажа, тоже были от начала и до конца придуманы и сняты режиссёром уже в следующей его ленте — «Октябрь». Зато школьникам и студентам нескольких поколений тупо вдалбливали, что это святая историческая хроника.
Ну, да ладно. Бог с ними, с авторами «Кратких курсов истории КПСС» и диссертационных рефератов, где один соискатель учёной степени называл одно число «участвовавших в штурме Зимнего матросов и солдат», а другой докторант — другое, на пару порядков большее. Тут, знаете ли, как с Лениным и его «коллегами по бревну на субботнике»: если этих «коллег» собрать воедино, никакого бревна на такую дивизию не хватит.
Вернёмся к фильму Эйзенштейна. Величайшая кинематографическая работа, вне зависимости от собственно политического её наполнения, произвела фурор во всем мире. Но если в Москве главный успех идеологи стремились видеть в факте раскрашивания в красный цвет флага на чёрно-белой киноплёнке, то на премьере в Берлине (1926 год) кинокритики и журналисты безоговорочно сошлись на том, что квинтэссенцией ленты стали события на лестнице. А поскольку в одночасье прославившуюся одесскую лестницу надо было ну хоть как-то назвать (по-сегодняшнему — «позиционировать»), кто-то из берлинской прессы пошёл по пути наименьшего сопротивления и определил сооружение Боффо по названию фильма. — Потёмкинская!
Вот как оно бывает: сначала Германия «обеспечила» России запломбированный вагон с Лениным, а спустя девять лет нежданно-негаданно подарила более чем удачное имя одному из одесских раритетов.
Но уже дважды безусловным раритетом нашей истории и нашего города оказался… тот самый ребёнок в коляске, что с экрана потряс целый мир. Ведь этот малолетний участник эйзенштейновской «массовки» стал впоследствии доктором физико-математических наук лауреатом Государственной премии директором Института физики Одесского университета Абой Глауберманом! Может, и впрямь каждый одессит — потенциальный вундеркинд?!
Известна и судьба безногого Вани-чистильщика. В памяти нескольких поколений одесситов остался этот человек, чьё рабочее место было на пересечении Преображенской и Греческой улиц, аккурат возле кинотеатра имени Горького (ныне — кафе «Жарю-парю»).
Гораздо таинственнее и невероятнее выглядит судьба неосуществлённого замысла Эйзенштейна — фильма «Беня Крик». Между тем эта картина всё же была создана, её поставил на нашей студии театральный режиссёр, худрук одесской «Держдрамы» Владимир Вильнер с изумительным Юрием Шумским в главной роли. На экраны фильм не вышел: слишком уж «неадекватно интересам партии» выглядели в фильме и сам герой, предательски уничтоженный большевиками, и то, что заметное место в революционных и постреволюционных событиях в Одессе занимали, мягко говоря, рядовые и нерядовые «лица еврейской национальности». Которых, в свою очередь, не в меньшей, чем Беню Крика, а куда в более масштабной степени предали всё те же «рыцари революции» в кожанках и с деревянной кобурой на боку.
Во время Великой Отечественной войны Одесскую киностудию эвакуировали в Среднюю Азию. После войны во всех кинематографических справочниках, антологиях и учебниках фильм «Беня Крик» значился как «бесследно утраченный».
А его показывали в директорском зале Одесской киностудии особо почётным гостям. Сохранил копию в собственном багаже во время эвакуации старейшина нашей студии Михаил Эммануилович Сегал. Правда, ни этого факта, ни того, что именно Сегал создавал первое звуковое кино в Одессе, впоследствии многие годы оказывалось «недостаточно» для приёма Михаила Эммануиловича в Союз кинематографистов Украины. А когда в Киеве наконец «смилостивились», глубоко больной и весьма преклонного возраста М.С.Сегал с семьёй уже «сидел на чемоданах». Несколько лет назад его не стало — весть об этом пришла из США...
Но мы всё же отвлеклись. «Проснувшись знаменитым на весь мир» в январе 1926-го, Сергей Эйзенштейн продолжал снимать и снимать. И если «Броненосец «Потемкин», прославивший и его, и Одессу, назвали в 1958 году «фильмом всех времён и народов», то спустя считанные месяцы рассекреченная и возникшая из небытия вторая серия эйзенштейновского же «Ивана Грозного» заставила глубоко вздохнуть Чарльза Спенсера Чаплина, который хорошо знал о собственном месте непререкаемого лидера мирового киноискусства:
— Теперь я понял, что мне до Эйзенштейна гораздо дальше, чем всему остальному миру — до меня.
Увы, но… Уже десять с лишним лет к тому моменту не было на свете Сергея Михайловича. Которого тоже предали. И предал тот, кого он сам полагал «ближайшим соратником». Прожил Эйзенштейн «аж» пятьдесят лет.
Фильму «Броненосец «Потёмкин» нынче — восемьдесят. Сегодня у нас иные взгляды на собственную историю в целом и на первую русскую революцию в частности.
Только, как «рукописи не горят» и как «песни не старятся», так и Великое Кино остаётся Великим.
Чарли Чаплина и Федерико Феллини в мировой киноиерархии принято именовать гениями кинематографа. Дэвид Уорк Гриффит за фильм «Нетерпимость» считается отцом кинематографа.
Сергея Эйзенштейна в тех же кругах непререкаемо полагают Богом кино.
Евгений ЖЕНИН,
член Международной гильдии кинокритиков.
_________________
A la guerre comme a la guerre или вторая редакция Забугорнова
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅ -> Кино и Телевидение Часовой пояс: GMT + 1
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Our friends Maxime-and-Co Двуязычный сайт для двуязычных семей Arbinada  Всё о русскоязычной Европе  Ницца для вас
У Додо. Сайт о Франции, музыке, искусстве  Вся русская Канада на Spravka.ca  Triimph Сайт бесплатного русского телевидения и радио, политическая аналитика multilingual online transliteration

 

??????? ???????? ??????? Русская Реклама Top List Находится в каталоге Апорт Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group