Зарегистрирован: 06.03.2005 Сообщения: 12000 Откуда: Обер-группен-доцент, ст. руководитель группы скоростных свингеров, он же Забашлевич Оцаат Поэлевич
Добавлено: Понедельник, 2 Июнь 2008, 19:39:21 Заголовок сообщения: Леонид Каганов о фильме Михалкова "12"
Пожалуй, самое раннее всенародно знаменитое достижение Никиты Михалкова - роль сэра Генри в знаменитом фильме "Собака Баскервилей". Остроумно, энергично, блистательно сыграл Михалков легкомысленного американца, который вернулся на свою страшноватую родину предков и сразу увидел все, что ему не мыслилось в Америке: ворье в гостинице, нескончаемые болота, беглые каторжники, выживший из ума старик-скандалист с подзорной трубой, мрачный слуга и изощренный убийца с прозрачными глазами и банкой светящегося фосфора. Это твоя Англия, сэр. Но сэр Генри - жизнелюб, и пытается смотреть на происходящее внимательными американскими глазами.
Роль удалась Михалкову превосходно не только потому, что он отличный актер, но и просто потому, что в этом весь характер Михалкова. Он - классический иностранец в родной стране. Все, что он делает, он пытается делать так, как если был бы американцем. Все фильмы режиссера Михалкова отмечены этой печатью - это фильмы, снятые американцем для американцев, увлекательное кино про что-то далекое, яркое и диковинное. Как аборигены на Амазонке ловят крокодилов. Или как в России (это такая холодная страна Сибирь, где убили царя и недавно был коммунизм) заседают присяжные. Будто для показа на специальном американском канале "Быт разных континентов".
Это никак не мешает Никите Михалкову быть удивительно талантливым режиссером и несомненным жизнелюбом. Но все его фильмы о России несут на себе эту неизгладимую печать - они сняты любопытным, наивным и сентиментальным американцем. Ошибка думать, будто он снимает так специально, всякий раз надеясь получить американскую премию. Нет, он это делает совершенно искренне - таков стиль мысли и работы. Он показывает то, что будет интересно американцу и расставляет акценты на тех деталях, которые поразят американца. Просто так мыслит он сам.
Так человек, в жизни не ездивший в общественном трамвае, увидевший трамвай впервые в музее или на картинке, будет совершенно искренне поражен теми деталями, на которые обычному пассажиру и в голову не придет обратить внимание - на тесноту сидений, скажем. Просто потому, что это бросается в глаза на картинке и противоречит личным представлениям о комфорте. А про цену билета, хамство, черную кашу в салоне под ногами в межсезонье, вонь бомжа, воровство сумок, варварские интервалы в графике, про людей, которые остались на остановке, потому что не влезли, про немощную бабку с сумкой на колесах, которая три дня готовится к поездке на трамвае, выбирает время и пьет валидол, про мудака, который припарковал джип так, что трамвайная линия стоит пять часов, пока не приедет эвакуатор - про все это наш посетитель музея попросту знать не может. Поэтому искренне будет рассказывать, что трамваи неудобны тесными сидениями.
Для фильма "Двенадцать" Михалков выбрал сюжет, который сегодня может прийти в голову лишь человеку, давно и прочно хранящему мозг в Швейцарском банке. Одно лишь простое изложение сюжета фильма способно отвратить от просмотра любого человека.
Зацените: русский солдат спецназа, воюющего в Чечне, находит в разбомбленном минуту назад подвале маленького испуганного мальчика - чеченского сироту. Он решает стать ему отцом, привозит с собой в Москву и растит долгие годы. Повзрослевший чеченский юноша убивает своего приемного отца и попадает под суд. Казалось бы, дело ясное, и двенадцать присяжных - людей самых разных профессий - должны вынести справедливый приговор кровавому неблагодарному зверенышу. Который, вдобавок, даже практически не говорит по-русски - этот факт неоднократно подчеркивается. (Мне тут могут напомнить, что в заставке фильма мальчик едет на велосипеде по горам один и орет "мамо гавары паруски", но в заставке фильма вообще идет нарезка фантасмагорий и спецэффектов - там и трибуна съезда стоит посреди дикой горы, и на ней Горбачев тоже что-то орет в одиночестве горам.)
Собственно, основная часть фильма за исключением пары кадров разбомбленной Чечни - это заседание присяжных московского суда, которые сидят и обсуждают, пока не примут единогласного решения. По жанру это классическая театральная постановка в духе "12 негритят". Начав обсуждать ясное дело, присяжные строго по очереди один за другим меняют свое мнение, склоняясь к мысли о невиновности чеченского юноши. Приличные дяди-присяжные по очереди они рассказывают друг другу разные истории из своей жизни, всякий раз кто-то из них переживает душевный катарсис, плачет, рвет на себе волосы, осознает смысл жизни и, наконец, перебегает из голосующих "да" в голосующие "нет". Окончательная версия присяжных: чеченца подставили злые люди из строительной компании, убив его отца ради жилплощади. А все многочисленные показания свидетелей и соседей, которые слышали крики, видели из дома напротив происходящее в окне и так далее - все это суть злые наговоры и ошибки.
Как люди из строительной компании сумели разработать и спланировать такую тонкую интригу со множеством свидетелей, у каждого из которых, как считают теперь присяжные, были свои психологические мотивы лжесвидетельствовать? Что делал во время убийства парень, сидел и смотрел? Почему не смог даже на пальцах объяснить следствию, что произошло? Об этом зрителю предлагается не задумываться.
Вам захотелось смотреть этот фильм? Нет? Вот и мне не хотелось. А зря. Потому что он снят блестяще, и в этой театральной постановке участвуют воистину великолепные актеры. И посмотреть его имеет смысл - говорю совершенно серьезно, без шуток.
Что касается фильма про убийцу-чеченца... Поверьте, Михалков вовсе не думал снимать фильм о толерантности к кавказцам! Он вообще снимал фильм не о толерантности, не о ксенофобии и не о Кавказе! Ему бы и в голову не пришло снимать такой фильм, потому что Михалков, как любой нормальный образованный человек, лишен примитивной ксенофобии, и вообще не задается подобными проблемами. Как я уже говорил, Михалков не пытается ни получить американских премий, ни выслужиться - он просто так мыслит. Кстати, у него есть в сюжете свой кавказец среди присяжных. В отличие от отвратительного юноши, это интеллигентный и образованный хирург, и вообще крайне интересная и симпатичная личность. Кавказский юноша же, молчащий и туповатый, остается отвратительным до последних кадров. Дело вообще не в кавказце. Просто Михалков со свойственным ему американским простодушием решил снимать детектив в современных реалиях. И для сюжета детектива ему был нужен герой, вызывающий максимум отвращения. Просто чтобы в конце показалась ярче детективная развязка, когда окажется, что убийца не он. А кто у нас самый отвратительный? - простодушно почесал в затылке Михалков и столь же простодушно хлопнул себя по лбу: - Ну конечно! Чеченец какой-нибудь!
Но детективной развязки не получилось. Что касается выводов присяжных - присяжные, увы, ошиблись. Чеченский парень действительно зарезал в ссоре своего приемного отца. И я мог бы это неопровержимо доказать, будь я 13-м присяжным. Но меня там не было, поэтому я объясню вам, и вы со мной будете вынуждены согласиться. Дело в том, что все сомнения в свидетельских показаниях и все логические умопостроения присяжных основывались на том естественном допущении, что этот чеченец - нормальный человек. А нормальный человек в пылу ссоры не может зарезать приемного отца, который его мальчишкой спас из развалин города, привез в Москву и воспитал. Так рассуждают присяжные, и постепенно набирают свои сомнительные аргументы, выставляя их против аргументов следствия. А парень этот - человек ненормальный. Вот именно этот конкретный парень, совершенно безотносительно национальности. Он либо безнадежный псих, которого таким сделала война, либо был имбецилом был от рождения. Почему я в этом абсолютно уверен? Потому что этот факт трудно не заметить. Он уже прозвучал даже в моей короткой статье, просто вы не обратили внимания. Судите сами: сирота, прожив лет десять (половину своей жизни!) с приемным русским отцом в престижном (для застройки) районе Москвы, ТАК И НЕ НАУЧИЛСЯ ГОВОРИТЬ ПО-РУССКИ. Он умеет только плясать. Его наверняка ни в московскую школу отец не смог пристроить за эти годы, ни на работу устроить, явно пацан просидел в квартире все это время, точил нож и плясал. А потом повздорил с приемным отцом и зарезал.
Причем, Михалков старательно подчеркивает, что выучить язык для нормального человека - дело житейское. В фильме все герои русские офицеры, которым довелось хоть чуть-чуть послужить в горячей точке (их два, одного играет сам Михалков) волшебным образом говорят с убийцей исключительно по-чеченски, бегло, как на родном языке. Как само собой разумеющееся:
Такие дела. У кого-то появилась после этого фильма симпатия к чеченцам? Если бы кто-нибудь задумал снять про-националистический анти-чеченский фильм, то у него бы не получилось лучше, чем у доброго, искреннего, гуманистически настроенного православного Михалкова, который совсем не это хотел сказать. Но фильм советую посмотреть. Почему? Да потому что прекрасные актеры, и у каждого из них прекрасные скетчи, не относящиеся к сюжету. _________________ A la guerre comme a la guerre или вторая редакция Забугорнова
Зарегистрирован: 06.03.2005 Сообщения: 12000 Откуда: Обер-группен-доцент, ст. руководитель группы скоростных свингеров, он же Забашлевич Оцаат Поэлевич
Типично михалковский морализаторский фильм. Эйзенштейновская плакатная укрупненость образов, мелкие детали и несоответствия не важны для замысла фильма. Хорошо это или плохо - однозначно не ответить. Актеры очень хороши. Даже сам автор фильма - самый умный герой-супермен, канешно. Время от времени прорывается у Н.С. этакое мальчишеское самолюбование, ничего не поделаешь. _________________ Вот так это происходит. Вам хочется с кем-то подружиться. Разговаривать вам неохота, встречаться лень, звонить некогда, тусоваться надоело, ужинать тяжело, приходить со своей диетой - неэтично, спать и лежать с вами в широком смысле новые друзья отказываются, молчать с вами им не о чем. В общем, дружить надо было раньше. (М. Жванецкий)
Мне фильм понравился. Не смотря на неприязнь к Михалкову. Понравилось, как неординарно он подошёл к такой нервной теме. И вообще к теме о стереотипах, в частности национальных. Чеченец - бандит, украинец - деревня, грузин - торгаш, русский - широкая душа, еврей - уже не знаю что там... Михалков стирает все клише и обиды, в этом гуманность его фильма.
Понравились вставки с чеченским танцем, здесь Михалков мастер и артист, прекрасно нашедний средство передать душу народа.
Не понравилось опять же его самолюбование. Как в фильме "Four Weddings and a funeral", когда в роли священника появляется Dr Bean, уже знаешь, что нужно приготовиться сильно смеяться. Так и в "12 ", понятно сразу , что молчаливый председатель ещё покажет себя в финале и в результате окажется самым-самым.
Каганов же, берк, читать жалко. Жалки его попытки принизить талант (как буд-то Михалков ничего не сделал лучше Сэра Генри), манипулировать читателем ( хоть подсчитал сколько раз он употребил в своей статье слово "американский") .
И вообще, почему везде Каганов? Как точно подметила где-то Забава, здесь завёлся его вирус?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах