Список форумов пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅ

 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Start Home_in_France Learning_in_France Job_in_France Health_in_France Photogallery Links
Трудно быть богом: конфликт морали и крутизны

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅ -> Литература и Поэзия
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Zabougornov
Добрый Администратор (иногда)


Зарегистрирован: 06.03.2005
Сообщения: 12000
Откуда: Обер-группен-доцент, ст. руководитель группы скоростных свингеров, он же Забашлевич Оцаат Поэлевич

СообщениеДобавлено: Понедельник, 2 Июнь 2008, 19:18:54    Заголовок сообщения: Трудно быть богом: конфликт морали и крутизны Ответить с цитатой

http://lleo.aha.ru/dnevnik/2008/04/16.html
Трудно быть богом: конфликт морали и крутизны

Сперва я, как обычно, спою песню о том, как я люблю Стругацких. Люблю я их не так как вы, которые прочли в детстве, и воспоминания об этом поблекли под грузом 3000 книг, которые вы прочли с тех пор. А я читаю вообще мало, потому что не люблю читать. Но люблю размышлять. Среди тех 4-6 книг, что я прочитываю за год, обычно бывает томик Стругацких, которых я регулярно перечитываю. В этом году я стал больше ездить в метро и перечитал сразу несколько любимых книг. И, как обычно, на что-то взглянул по-новому. И об этом расскажу.

Честно сказать, мир "Трудно быть богом" никогда не был мне близок, и книга эта не являлась моей любимой, в отличие, скажем, от шедеврального "Обитаемого острова". Я знаю, что "Трудно быть богом" - знаменитый роман, который обожает поколение, чьи симпатии разрываются между НФ и фэнтези. Но лишь теперь я для себя сформулировал все то, что не дало мне, как читателю, почувствовать себя родным и желанным гостем в пространстве этого романа.

Когда-то прочитал в серьезной критической статье, что Остап Бендер как герой - это идеал советского интеллигента, каким его хотели бы видеть авторы. Ведь литераторы - они вообще, как правило, интеллигентны. И на долю литератора-интеллигента выпадает больше всего страданий и гонений. По крайней мере чисто субъективно - ведь интеллигентные литераторы в силу тонкой нервной организации переживают происходящее с ними и в обществе гораздо тяжелее и громче, чем какой-нибудь раскулаченный крестьянин. Хотя объективно он, может, и пострадал больше. Но дело не в этом. Соответственно, классический идеальный герой, которого рисуют литераторы, - это интеллигент, что обладает не только качествами, которые у автора есть (тонкая душевная организация, начитанность, нравственный закон внутри и прочая фигня), но также - силой и возможностями для всяческой борьбы со злом. Чего у литератора конечно нет и никогда не было, и об этом приходится только мечтать.

Именно поэтому тонкий, остроумный и начитанный Остап Бендер делает как маленьких все бюрократические инстанции, всех чиновников, всех тунеядцев, мерзавцев, воров, бандитов и взяточников. И он - не неудачник, целей своих добиваться умеет. А герои "Мастера и Маргариты" с помощью потусторонних сил ловко расправляются с рядом мерзавцев, а заодно (видимо, по личной просьбе автора) бьют стекла в квартире литературного критика Латунского.

Уже понятно, к чему я веду?

Румата Эсторский - это идеал интеллигента. Он читает книги - редкое качество, присущее, как мы видим из повествования, только интеллигентам. Так что он умен и начитан, он поэт, музыкант и корифей всех наук. Его заявленная нравственность столь высока, что уклад жизни окружающего быдла доставляет ему истинную боль и страдания. А также, разумеется, он снабжен и теми качествами, которых так мучительно недостает интеллигенции в привычном нам мире.

Во-первых, он, сами понимаете, неубиваемый. У него вечная жизнь и бесконечные патроны. Одной левой рукой он расшвыривает сотни ментов стражников и бандитов, не глядя. А уж если его сила включится на полную мощность... О! Разозленный Румата Эсторский в силах уничтожить всю страну быдла! Вот как он силен!

Во-вторых, он сказочно богат. В том смысле, что у него даже теоретически не может быть проблем с деньгами. У него специальная тумбочка, которая выдаст сколько надо. Кстати, тут есть крайне любопытная деталь, на которую я раньше никогда не обращал внимания. "Румата носком ботфорта придвинул к выходному желобу ржавое ведро. И сейчас же - дзинь, дзинь, дзинь! - посыпались на мятое жестяное дно золотые кружочки с аристократическим профилем Пица Шестого, короля Арканарского." Вдумаемся: наш герой - фальшивомонетчик. Ведь если у тебя есть золотоносная тумбочка, что тебе мешает обменивать на деньги свое волшебное золото, не совершая преступления против государства? Зачем же подделывать валюту короля Арканарского? А вот зачем.

Ведь, в-третьих, как любому интеллигенту, ему абсолютно плевать на действующее государство. Он выше этого. И потому считает себя вправе нарушать любые государственные законы. Кроме того, у него есть поддержка - тайное сообщество таких же интеллигентов, с тайными сходками и перепиской. Которые, если чего, пришлют вертолет.

Ну и, наконец, ему не надо работать. Просто не надо. В нынешнем прочтении я честно пытался найти намеки на какой-то труд. Труда нет. Румата Эсторский пьет, тусуется с друзьями, раскланивается с прохожими и знакомыми, туманно намекает, как кого-то когда-то спас, и с неприятным постоянством доверительно рассказывает читателю о глупости и нечистоплотности женщин. Перефразируя на современный лад его собственное признание, Румата - праздно шатающийся штатив для вмонтированной в лоб вебкамеры. Ходит, смотрит, и поворачивает голову. Говоря сегодняшним языком, он блоггер. Блоггер будущего, видеоблоггер экзотического мира. Нам доподлинно не известно, куда именно идут его трансляции. Что там за "Институт экспериментальной истории", загадочная помесь КГБ и Центра управления космическими полетами? Версия о вольном журналисте-блоггере полностью объясняет и праздный образ жизни и умение появляться в самых горячих точках, транслируя самые остросюжетные события и мерзости, и подавая себя при этом героем. Но это так, к слову.

Дело не в этом. Да, мне не симпатичен мир, как не симпатично любое средневековье. И мне почему-то не симпатичен герой. Но есть еще одна вещь - глубокий философский смысл произведения. Как мне казалось раньше, грязный мир и запачкавшийся бог были изображены именно такими, чтобы правильно подать замысел романа. А сейчас мне показалось, что замысел подан неудачно. Сейчас объясню.

Смысл, вынесенный в название, и раскрытый на страницах романа, если сильно упрощать, состоит в том, что даже богу сложно не чувствовать бессилия и не оскотиниться в мире такого быдла. Все мудрые учителя и наставники герою с первых страниц твердят: ты должен остаться человеком, ты здесь выше всех, ты пришел чтобы спасти, а не навредить, и не имеешь права обидеть неразумных детей. А герой в итоге - не смог, и оступился. Так я с юности понимал эту книгу. Но при этом захлопывал ее с двойственным ощущением. Это - самый важный момент. Сейчас объясню.

Если вы читали "Трудно быть богом", то поймете, о чем я. Потому что вы точно так же закрывали последнюю страницу книги со странным двойственным ощущением хэппи-энда. Которое двойственным совершенно не казалось, поскольку каждая из двух частей была сама по себе хэппи-эндом и оставляла в душе несомненный позитив. Обе части позитива казались неделимым монолитом. А ведь это не монолит, это жуть до чего варварский антагонизм!

Итак, читатель, закрывающий книгу, во-первых, ощущает себя причастным к высокой гуманистической культуре. Потому что он полностью согласен с авторами в том, что Румата Эсторский не справился и слегка приопозорил миссию бога. Как его и предупреждали с самого начала мудрые наставники. И руки у него в крови, и всем нам, умным и цивилизованным людям-читателям, конечно стыдно за него. И мы готовы за него извиниться перед жителями той несчастной планеты - с большим удовольствием извинимся. И удовольствие наше великое проистекает от осознания, какие мы мудрые и высоконравственные. Это одна сторона позитива - назовем ее "новозаветной".

Другая же сторона позитива состоит в том, что читателю (только не говорите, будто я один такой ненормальный) совершенно за Румату не стыдно! Ну ведь правда же, ну не стыдно ни капельки! Читатель остается в полной уверенности, что Румата поступил правильно! Ведь он совершенно справедливо наказал всех подонков! Это "ветхозаветный" позитив - око за око. И это очень греет душу. И читатель, мягко выражаясь, сильно не понял бы дона Румату, если бы тот поступил как-то более новозаветно вместо того, чтоб порубать всех злодеев в капусту и доказать, кто тут тля позорная неграмотная, а кто настоящий интеллигент со стальными яйцами. Поэтому поступок Руматы мы, если честно признаться, одобряем. Верно?

Но при этом - нам конечно за него от имени Земли стыдно, что руки в крови, и сок земляники, и все дела. Осуждаем.

Но при этом - пацан нормально всем вломил. Так и надо, мля.

Но при этом - конечно мы согласны с авторами, что как-то не очень некрасиво вышло.

Но при этом - будут, мля, знать, в следующий раз, сцуки. Поняли? То-то!

Этот потрясающий двойственый позитив сродни чувствам владельца бульдога, который жалуется друзьям, как его бульдог такой-сякой мерзавец грызет во дворе всех кобелей и валяет всех сук. И скольких он уже до смерти загрыз, подлец, и сколько приходилось извиняться перед хозяевами... Но видно по лицу: он и осуждает своего бульдога, и одновременно хвастается, что пес у него такой мощный.

Поскольку речь идет о произведении литературном, у Стругацких были неограниченные возможности продемонстрировать, что они не одобряют поступок Руматы. Согласитесь, достаточно было Румате в пылу военного психоза убить по чистой случайности свою Киру или барона Пампу или Пашку или отца Кабани или кого-то из немногочисленных симпатичных персонажей - и всё, ни у кого бы уже не возникло чувства глубокого удовлетворения поступком крутого парня, который круто надрал задницу всем этим намозолившим глаза подонкам, когда его совсем допекли.

С другой стороны - если убрать все эти конфуцианские морали о сдержанности, добродетели, милосердии, культуре, чистоте души и рук, то это был бы классический голливудский сюжет "когда его достали, он им показал" без претензий.

Но у нас одновременно и крутой пацан и крутые морали. И большой грех и храбрый подвиг. И как с этим двоемыслием жить читателю - неясно.

Вы скажете - мол, именно так и было задумано? Мол, именно такой вопрос и ставили Стругацкие перед читателем? Именно такого противоречивого бога и имели в виду - который сперва по-новозаветному подставляет левую щеку, а затем по-ветхозаветному вырывает глаз за глаз и око за око? И лишь я, тормоз, эту глубину понял только с пятого прочтения? Не знаю. А может, я и вовсе неправильно понял текст. Согласен. Я знаю только, что вместе с авторами испытал неловкость за убийцу Румату за то, что он сделал с убогими жителями той отсталой планеты, и также я испытал большую радость за убийцу Румату, что он так классно всех отметелил, наказал и разобрался. Оба эти чувства возникли у меня в голове одновременно. Как любит со значением произносить Гришковец: "И ЭТО МНЕ - НЕ ПОНРАВИЛОСЬ"
_________________
A la guerre comme a la guerre или вторая редакция Забугорнова
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
walmins



Зарегистрирован: 22.05.2008
Сообщения: 4
Откуда: 78

СообщениеДобавлено: Вторник, 3 Июнь 2008, 15:53:40    Заголовок сообщения: Re: Трудно быть богом: конфликт морали и крутизны Ответить с цитатой

[quote="Zabougornov"]http://lleo.aha.ru/dnevnik/2008/04/16.html
Трудно быть богом: конфликт морали и крутизны
Очень уважаю это произведение. Прочла его лет 5 назад по чьей-то подсказке. Под сильным впечатлением находилась еще долго после прочтения, ибо на тот момент увлекалась Ричардом Бахом, Брэдбери и др... А тут вот, недавно, подвернулось мне скачать аудиоспектакль по данной повести, и надо сказать, мастерство и завораживающий голос чтеца сделали своё дело! Погрузилась я в прослушивание с головой и возвращаться в реальность мне совсем не хотелось... Отличный коктейль: возьмите средневековье со всем его примитивизмом и мрачностью, добавьте в него интеллектуальный потенциал далёкого будущего и для пикантности неорднинарную добродетельно-жестокую натуру Дона Румата... Интригует, бесспорно...
_________________
"Многих вещей нет потому, что их не смогли никак назвать". Лец Станислав Ежи
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zabougornov
Добрый Администратор (иногда)


Зарегистрирован: 06.03.2005
Сообщения: 12000
Откуда: Обер-группен-доцент, ст. руководитель группы скоростных свингеров, он же Забашлевич Оцаат Поэлевич

СообщениеДобавлено: Вторник, 3 Июнь 2008, 16:30:46    Заголовок сообщения: Re: Трудно быть богом: конфликт морали и крутизны Ответить с цитатой

walmins писал(а):
http://lleo.aha.ru/dnevnik/2008/04/16.html
Трудно быть богом: конфликт морали и крутизны
Очень уважаю это произведение. Прочла его лет 5 назад по чьей-то подсказке. Под сильным впечатлением находилась еще долго после прочтения, ибо на тот момент увлекалась Ричардом Бахом, Брэдбери и др... А тут вот, недавно, подвернулось мне скачать аудиоспектакль по данной повести, и надо сказать, мастерство и завораживающий голос чтеца сделали своё дело! Погрузилась я в прослушивание с головой и возвращаться в реальность мне совсем не хотелось... Отличный коктейль: возьмите средневековье со всем его примитивизмом и мрачностью, добавьте в него интеллектуальный потенциал далёкого будущего и для пикантности неорднинарную добродетельно-жестокую натуру Дона Румата... Интригует, бесспорно...

Жалко я не читал, только фильм смотрел....Надо будет пойти почитать..
_________________
A la guerre comme a la guerre или вторая редакция Забугорнова
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
walmins



Зарегистрирован: 22.05.2008
Сообщения: 4
Откуда: 78

СообщениеДобавлено: Вторник, 3 Июнь 2008, 19:28:36    Заголовок сообщения: Re: Трудно быть богом: конфликт морали и крутизны Ответить с цитатой

Zabougornov писал(а):

Жалко я не читал, только фильм смотрел....Надо будет пойти почитать..


угу... рекомендую. Лучше уж сперва посмотреть, а потом прочитать, чем наоборот - прочитать, впечатлиться, а потом посмотреть и разочароваться, как поверхностно передал режиссёр замысел автора и как всё расходится с твоим представлением прочитанного Confused
_________________
"Многих вещей нет потому, что их не смогли никак назвать". Лец Станислав Ежи
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Шех.



Зарегистрирован: 19.04.2005
Сообщения: 218
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Вторник, 10 Июнь 2008, 07:58:52    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Zabougornov,

хороший анализ.
Я хотел бы только уточнить. Повесть писалась в глухо советские годы и, за отсутствием других несоветских точек отсчета позволяла условно встать на точку зрения другой цивилизации и отстраненно посмотреть на собственную жизнь. И тогда Арканар во главе с доном Рэбой представал во всей красе.

Там лейтмотивом проходит важнейшая мысль: "Когда торжествует серость, к власти приходят черные".

И еще фрагмент из застольной беседы у короля (цит. по памяти):

"Гур сочинитель встал и громео, нараспев выкрикнул:

Велик и славен, словно вечность,
король, чте имя - Благородство!
и отступила бесконечность,
и уступила первородство!

Король перестал жевать и тупо уставился на него. Гости втянули головы в плечи, и только дон Рэба улыбнулся и беззвучно хлопнул в ладоши.

Король сказал: Бесконечность? Верно. Правильно. Уступила. Можешь кушать.

Гур сел.
- Легко и сладостно говорить правду в лицо королю!"

Эти моменты до сих пор не утратили значения.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zabougornov
Добрый Администратор (иногда)


Зарегистрирован: 06.03.2005
Сообщения: 12000
Откуда: Обер-группен-доцент, ст. руководитель группы скоростных свингеров, он же Забашлевич Оцаат Поэлевич

СообщениеДобавлено: Вторник, 10 Июнь 2008, 09:55:13    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Только это не мой анализ, я думаю это понятно.
_________________
A la guerre comme a la guerre или вторая редакция Забугорнова
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅ -> Литература и Поэзия Часовой пояс: GMT + 1
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Our friends Maxime-and-Co Двуязычный сайт для двуязычных семей Arbinada  Всё о русскоязычной Европе  Ницца для вас
У Додо. Сайт о Франции, музыке, искусстве  Вся русская Канада на Spravka.ca  Triimph Сайт бесплатного русского телевидения и радио, политическая аналитика multilingual online transliteration

 

??????? ???????? ??????? Русская Реклама Top List Находится в каталоге Апорт Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group